Просмотры материалов : 10464567
Баннер
PDF Печать E-mail
Воспитательный процесс

В Екатеринбургском суворовском военном училище сформирована система воспитательной работы. Данная система определяет цели, задачи, содержание и основные направления воспитательной работы училища, исходя из социального заказа общества, и ориентирована на формирование высоконравственного, высококультурного, ответственного, профессионально компетентного гражданина России.

Воспитательная система училища основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности, взаимодействии училища с образовательными, культурными и общественными организациями.

Основной целью воспитания в Екатеринбургском суворовском военном училище является становление личности воспитанника, обладающего социальными и образовательными компетентностями, уважающего права и свободы человека, обладающего высокой нравственностью; способного нестандартно творчески мыслить, быть инициативным, быстро принимать решения, быть готовым к постоянному обучению и саморазвитию, к жизни в высокотехнологичном мире, к профессиональному самоопределению.

Для достижения поставленной цели в области воспитания педагогическим коллективом училища решаются задачи:

  • формирование духовно-нравственных и гражданских качеств обучающихся, необходимых для выполнения гражданского и патриотического долга;
  • разностороннее и непрерывное развитие воспитанников, создание условий для самообразования и самореализации личности в профессиональной и общественной деятельности, в творчестве;
  • создание благоприятной педагогической среды, единого культурного, образовательного и воспитательного пространства, способствующего социализации обучающихся, гармонизации отношений, личностных и социальных ценностей, формированию культуры межэтнической толерантности.

В условиях инновационного образовательного пространства воспитательная система училища опирается на нормативные документы:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
  • Программа развития воспитания в системе образования России;
  • Федеральная Программа развития образования;
  • Концепция модернизации образования;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2011-2015гг».

В нормативных документах, в Стратегии модернизации образования акцентируется внимание на необходимости изменения методов воспитания, повышения престижа тех, которые формируют практические навыки самообучения, саморазвития, стимулируют самостоятельную работу воспитанников, развивают опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации и становления ценностной ориентации. В этих документах подчеркивается развивающая направленность и возрастная адекватность воспитания (принцип самоценности каждого возраста, делается акцент на необходимости учитывать личностные интересы и потребности воспитанников.

В управлении воспитательным процессом мы выделяем два уровня – уровень работы с воспитателями (классными руководителями) и уровень работы с коллективом воспитанников.

Задачи воспитательной работы раскрываются и конкретизируются в воспитательных программах, годовом и перспективном плане воспитательной работы.

Принципы воспитания:

  • системности, непрерывности, преемственности, единства обучения и воспитания (воспитание в процессе обучения и разнообразной деятельности - деятельностный подход);
  • толерантности (ориентация на ценности гражданского общества);
  • самоценности личности воспитанника и каждого возраста ( ориентация на интересы молодежи, личностно-ориентированный подход).

Условия воспитания

Для организации воспитательной работы в училище имеются следующие материально-технические, методические и кадровые условия: высокий технологический уровень проведения учебно-воспитательного процесса училища обеспечивается посредством новой системы – LMS "Школа". Свободный доступ в интернет, локальные сети, виртуальные прогулки по училищу, электронный дневник, обмен информацией в системе между воспитанником и родителями, родителями и преподавателями предоставляет всем субъектам воспитательного процесса широкие возможности. В училище разработан ряд педагогических проектов, которые носят инновационный характер. Педагоги училища имеют высокий уровень квалификации. В училище имеется помещение клуба для проведения внеурочной работы с воспитанниками и осуществления работы творческих объединений, стадион, спортивный зал. Имеется психолого-педагогическая служба, способствующая созданию условий психолого-педагогического сопровождения, осуществляющая изучение личности воспитанника, определение индивидуальных маршрутов в обучении и воспитании.

Особенностью современной  воспитательной парадигмы  является  постановка личности обучающегося в центр всей воспитательной системы, её четкая структурированность, системность и технологичность её компонентов, что ставит всю систему воспитания на  новый качественный уровень.

 

Приоритетные направления организации воспитательной работы училища:

 

1. Интеллектуальное развитие обучающихся.

Организация интеллектуально-познавательной деятельности воспитанников осуществляется с целью формирования целостной и научно - обоснованной картины мира, развития познавательных способностей детей, формирования положительного отношения к учебе, знаниям, науке через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, выбор индивидуальной траектории в образовательном пространстве училища и формирование основ безопасности жизнедеятельности.

2. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание.

Предполагает формирование гражданской ответственности и любви к Родине через приобщение суворовцев к традициям и истории Отечества, города, семьи, училища, осмысление себя как гражданина общества, формирование уважения к правам человека, усвоение собственных прав и обязанностей, изучение основ национальной культуры, развитие волонтёрского движения, самоуправления, организацию военно-шефской работы.

3. Культурно-эстетическое и духовно-нравственное развитие.

Предполагает организацию процесса развития творческих способностей, формирование в воспитанниках нравственных правил и идеалов, понимания границ добра и зла, формирование норм общения, повышение общего уровня культуры воспитанников, реализацию творческого потенциала через систему дополнительного образования и  совместную деятельность с учреждениями культуры города.
Это направление реализуется через выявление творческих способностей обучающихся, вовлечение их в разнообразную творческую  деятельность, приобщение к национальным традициям и обычаям создание культурологической среды училища, формирующей у воспитанников чувство причастности к событиям меняющегося мира, опыт и способ постижения и обретения культуры, необходимой для созидательной жизни.

4. Трудовое и экологическое  воспитание обучающихся.

Осуществляется посредством формирования экологического поведения, обеспечивающего сохранения на Земле природы и человека, их взаимодействия через туристическую, краеведческую и другую деятельность, создаёт условия для трудовой деятельности.

5. Физическое развитие обучающихся.

Строится в процессе создания условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования у них стремления к здоровому образу жизни. Реализуется через привитие воспитанникам навыков здорового образа жизни, осознание необходимости добровольного отказа от вредных привычек, соблюдения норм  безопасности жизнедеятельности.

6. Профилактика асоциального поведения. Воспитание толерантности.

Предполагает проведение мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений в училище, формирование этнической и социальной толерантности, коммуникативных компетентностей на межкультурном уровне, организацию взаимодействия с органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и другими организациями.

7. Организация самоуправления.

Развитие и совершенствование системы самоуправления суворовцев с целью включения воспитанников в работу училища как субъекта учебной и воспитательной деятельности.

8. Индивидуально-личностное развитие воспитанников.

Предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса, анализ воспитательных воздействий через призму воспитательной системы. 

Формы организации воспитательной деятельности:

- воспитание в процессе обучения;

- внеурочная деятельность;

- внутриклассная деятельность;

- межклассная деятельность;

- участие в работе творческих объединений;

- общеучилищная деятельность;

- работа с семьями и общественными организациями;

- волонтерская деятельность.

Эти формы реализуются в виде творческих дел, воспитательных мероприятий, прежде всего, это система училищных традиций.

Традиционные мероприятия, проводимые в училище:

  • Дни воинской славы России;
  • Предметные недели;
  • Посвящение в суворовцы;
  • День знаний;
  • День танкиста;
  • Международный день борьбы с терроризмом;
  • Неделя Сухопутных войск России;
  • День учителя;
  • День Рождения А.В. Суворова» (24 ноября);
  • День образования училища (19 декабря);
  • Новогодний марафон;
  • День именинника;
  • День открытых дверей;
  • День защитников Отечества;
  • Международный женский день 8 марта
  • Тематические мероприятия, посвященные Дню Космонавтики «Мы - дети галактики»;
  • День Победы;
  • Последний звонок;
  • Тематические мероприятия, посвященные Дню защиты Детей;
  • День России;
  • Выпуск суворовцев, с вручением аттестатов и знаков об окончании.

Тематические акции:

- «Дни воинской славы России»;

- «Мы за здоровый образ жизни»;

- «Подросток и закон»;

- «Милосердие»;

- «Вахта памяти».

Конкурсы:

- военно-патриотической песни;

- военно-патриотический «Гренадер»;

- всероссийский литературно-художественный «Гренадеры, вперед!»;

- военно-спортивный «Зарница»;

- конкурс творческих работ: «Я помню – я горжусь»;

-фестиваль армейской песни «Когда поют солдаты»;

-тематические  конкурсы поделок, плакатов, стенной печати, песен, стихов, фотоконкурсы;

- смотр-конкурс художественной самодеятельности училища;

- конкурс-путешествие «Как я провел лето»;

- фестиваль команд КВН.

Основанием для оценки промежуточных результатов данной воспитательной системы считаем наличие у учащихся следующих умений:

  • умение общаться, работать в группе, участвовать в диалоге, дискуссии;
  • участие в органах самоуправления;
  • участие в волонтерском движении;
  • активное выполнение общественных поручений;
  • проявление личной инициативы в общественно-полезной деятельности;
  • умение найти выход из сложной ситуации;
  • познавательная и творческая активность;
  • позитивное отношение к жизни.

Мы предполагаем, что конечным результатом системного воздействия воспитательной работы будет социализированный в современном обществе выпускник:

- обладающий духовно-нравственными качествами гражданина правового демократического государства, уважающий  права и свободы  окружающих его людей,  патриот  России;

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, готовый осуществлять исследовательскую, проектную деятельность,

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность, на образование и самообразование в течение всей жизни;

- готовый к диалогу и сотрудничеству, способный конструктивно взаимодействовать с людьми, осуществлять собственную стратегию саморазвития, определившийся  в профессиональном выборе.