Воспитательный процесс
Забота о будущем российского государства определила воспитательную практику в Екатеринбургском СВУ, направленную на воспитание патриота и гражданина.
Процесс воспитания в Екатеринбургском СВУ представляет собой специально организованный педагогический процесс целенаправленного личностного развития обучающегося в качестве активного субъекта познавательной и практической деятельности на основе выявления, изучения и совершенствования его способностей, развития социально значимых умений и качеств, обеспечивающих самореализацию личности и её эффективную социализацию. Личностно-развивающий подход в воспитательной практике педагогических работников училища является главным, поскольку благополучие и развитие подлинно гражданского общества неотделимо от личностного развития его граждан.
Процесс воспитания в училище основывается на фундаменте духовно-нравственных ценностей, национальных приоритетов, кадетских традиций, таких как преданность своей стране и народу, чувство долга и готовность отстаивать и защищать интересы России на всех рубежах и направлениях.
Первостепенное значение для достижения целей воспитательной работы имеет неукоснительное соблюдение основных принципов воспитания, изложенных в нормативно-правовых актах Российской Федерации:
• гуманистический характер воспитания, приоритет жизни и здоровья человека, сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней;
• опора на базовые ценности гражданственности и патриотизма;
• организация воспитания в коллективе и через коллектив;
• согласованность и преемственность в воспитании;
• индивидуальный и дифференциальный подход к объекту воспитания;
• создание условий для развития способностей обучающихся.
Основные условия эффективности воспитательной деятельности в Екатеринбургском СВУ:
а) научно-методическое обеспечение воспитательного процесса;
б) позитивный социально-психологический климат в коллективе;
в) педагогическое мастерство, личные качества, готовность к инновациям и профессиональный рост педагогических работников.
В содержательном плане система воспитательной работы включает в себя следующие составляющие:
- информационно-просветительскую работу;
- работу по укреплению правопорядка и дисциплины;
- индивидуально-психологическую работу;
- культурно-досуговую работу.
Основные направления процесса воспитания в Екатеринбургском СВУ:
• воспитание гражданственности, патриотизма;
• развитие познавательных интересов;
• воспитание нравственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• развитие социальной ответственности, поддержка социально значимой деятельности обучающихся;
• эстетическое воспитание, развитие творческих способностей, формирование ценностного отношения к прекрасному;
• воспитание экологической культуры, культуры здорового образа жизни.
Воспитание гражданственности и патриотизма является приоритетом воспитательной работы в училище и представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность педагогических работников по формированию у обучающихся патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
Традиционные мероприятия:
1. торжественные мероприятия: «Первый звонок», «Построение личного состава с выносом Боевого Знамени для чествования отличников учебы», «Посвящение в суворовцы», «День образования Екатеринбургского СВУ», «День Победы», «Последний звонок», «Вручение аттестатов о среднем (полном) общем образовании. Прощание со знаменем училища»;
3. военно-патриотические конкурсы: районная военно-спортивная игра «Зарница» военно-патриотический конкурс среди суворовцев училища «Гренадер года»;
4. творческие конкурсы: «Когда поют солдаты», «День учителя», «Родное училище славлю», «Как я провёл каникулы», «Новогодний калейдоскоп», «Александр Суворов», конкурс сочинений «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Армия. Фотовзгляд», «Великая Победа – великий народ», «Я помню, я горжусь!»;
5. интеллектуальные игры, турниры, викторины «Своя игра», «Сто к одному», «Час занимательных задач», «Турнир смекалистых», «Суворовский экватор», «Умники и умницы», «Поиск клада», «Шахматный турнир», «Познай истину», «Иллюзия», «Познание окружающей среды», «Её величество наука»;
6. историко-литературные вечера, посвящённые Дню Сухопутных войск, Дню рождения А.В. Суворова, снятию блокады Ленинграда, Дню героев Отечества, завершению Сталинградской битвы, Дню Победы;
7. месячники (исследовательские проекты, творческие конкурсы, конференции, выставки, тематические вечера) посвященные сплочению коллектива, генералиссимусу А.В. Суворову, Дню защитника Отечества, Дню Победы.
Социальные проекты училища:
«Дорогами добра» – проект направлен на духовно-нравственное и патриотическое воспитание суворовцев на примере судеб старшего поколения, укрепление взаимосвязи поколений на основе традиционных национальных ценностей, на оказание посильной помощи ветеранам войны и труда;
«Ты ему нужен» – проект направлен на духовно-нравственное воспитание суворовцев, привлечение их внимания к проблемам детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и оказание им посильной помощи, организацию волонтёрской работы суворовцев среди воспитанников детских домов, реабилитационных центров;
«Я гражданин» – проект направлен на воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции суворовцев через систему внеклассных мероприятий в училище;
«Моя семья в годы Великой Отечественной войны» – проект направлен на военно-патриотическое воспитание суворовцев; привитие им интереса к героическому прошлому страны, сохранение памяти о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной и издание альбома-летописи «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
«Здоровье нации – здоровье России» – проект направлен на развитие педагогических условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.